Находки полевого сезона 2024 года из «Городища Берёзово» бережно упакованы и отправлены в Нефтеюганск, в отдел хранения и реставрации НПО «Северная археология – 1» – партнера Центра югорской археологии и этнографии СурГУ. Дальше их ждет проверка, шифровка, по необходимости – реставрация.
Берёзов – один из старейших русских городов на севере Западной Сибири, бывший в течение 300 лет, начиная с конца XVI века, главным административным центром Сибирского Севера. Раскопки Берёзовского городища в этом году прошли в июле и августе и принесли, как и в прежние годы, множество находок. Большая их часть принадлежит посадской части городища, где мощность культурного слоя достигает трех метров. Среди наиболее массовых предметов – кованые гвозди, осколки керамики, судовые скобы, фрагменты костей животных. В небольшом количестве найдены серебряные пуговицы с петелькой, стеклянные бусины, железные ядра и свинцовые пули от пищалей, в единичном – перстень с печаткой птицы с распростертыми крыльями. Встречаются также заготовки кубиков для игры в зернь или нарды, сделанные из бивня мамонта.
В первый же день раскопок были найдены предметы XVIII – XIX вв.: куски шлака, обломки печных кирпичей и глиняной обмазки, рыболовная снасть, швейная игла.
«Казалось бы, мелочь, – говорит руководитель экспедиции к. и. н., ведущий научный сотрудник Центра югорской археологии и этнографии Сургутского госуниверситета Георгий Визгалов, – но изобретение иголки – это фактор, благодаря которому древний человек освоил Север, потому что научился шить теплую одежду». Кроме того, большое количество «мелочи», продолжает руководитель экспедиции, говорит о высокой квалификации югорских археологов, способных находить в земле и золе, в перемешанном культурном слое, столь маленькие детали и сразу правильно датировать их. Действительно, в раскопе этого года лежали рядом полушка Петровского времени и монеты 1950-х годов, керамика XIX века и стекло от бутылки века двадцатого.
В административной части городища, собственно кремле, культурный слой достигает полутора метров. Здесь археологов больше интересуют острожные постройки и укрепления. Напомним, в прежние годы в кремлевской части были выявлены остатки 19 построек конца XVI – XVIII в. и частоколы южной и западной стен крепости, а также основание проезжей Спасской башни. Любопытно, что при раскопках 2010 года лучше были видны следы самой ранней башни кремля – глухой угловой Пермской, существовавшей до 1642 года. Позднее кремль был расширен на запад, в сторону от реки, и на месте первой башни была поставлена проезжая Спасская. Возможно, следов от самой первой башни и не осталось, потому что для въезда через Спасскую башню земля была выровнена и, видимо, на нее положены деревянные мостки.
Как водится, раскопки принесли и несколько загадок. Так, в восточных квадратах кремля обнаружились ямы неизвестного происхождения и назначения. Одна из них довольно большая, изолированная, неправильной формы, с большим количеством в нижнем слое щепы и находок XVII века. Также была найдена укрепленная стена, состоящая из двух рядов бревен, пространство между которыми составляет чуть более метра и заполнено кирпичом и глиной. Подобные укрепления встречаются обычно в европейской части России – там, где часты были вражеские набеги. В северных городах ранее таких укреплений не встречено. Может быть, размышляет Георгий Визгалов, это подготовленный под строение фундамент, а не часть крепостной стены. Остатки этой конструкции пересекают еще одну яму. Возможно, ее происхождение природное, то есть на этом месте протаяла линза вечной мерзлоты, и яма образовалась уже после существования кремля.
Справка: Шифровка (маркировка) находок – это их подробное описание. Шифр, по сути, является паспортом материала с раскопов. Он содержит сведения о памятнике, годе работ, номере раскопа, номере пласта, квадрате. Все эти данные могут быть прописаны непосредственно на артефакте, а может быть указан только памятник, год работ и порядковый номер находки по инвентарной книге, в которой содержится полная информация.
Фото из архива АНИКНО «Сибирское наследие».
Работы проводятся в рамках проекта «Историческая урбанистика русских городов Севера Сибири: Березов» (Российский научный фонд)