Археологи СурГУ продолжают вводить в научный оборот сведения, полученные при раскопках разных лет древнего города Берёзова (ныне п. г. т. Берёзово, Берёзовский район ХМАО-Югры). Интересен анализ найденных в 2018 году нескольких деревянных колодок для обуви. По мнению ученых из Сургута и Петербурга, участвовавших в раскопках, можно выделять пять вариантов их использования.

Перечислим наиболее значимые из них. Сапожных дел мастера использовали следующую технику пошива. На след колодки деревянными шпеньками крепили блок из 2–3-х тонких подошв и, перевернув колодку, накладывали на нее детали верха и сшивали их с подошвой сквозным швом. Такие мягкие сапоги с многослойной подошвой были характерны для русских городов в XIII – XIV вв. и даже первой половине XV в.
Служили колодки и для растяжки только что сшитого изделия. Так, при пошиве мягкой обуви с однослойной подошвой и верхом после выворачивания сшитой модели на лицевую сторону возникает необходимость ее расправления – растяжки. Вставленная на некоторое время внутрь деревянная колодка равномерно растягивает все соединения и саму кожу, способствуя правильной и равномерной ее усадке. Подготовка кожи сапожником предполагала ее размягчение водой непосредственно перед раскроем и сшиванием. После сшивания обуви в нее надо было вставлять колодку, обеспечивая равномерное высушивание и «усадку» обуви.
Но колодки были нужны не только для различных операций при пошиве обуви. Они помогали высушивать влажную после носки обувь для сохранения ее формы и внешнего вида. Последнее, по мнению археолога, профессора Александра Курбатова (ИИМК РАН, г. Санкт-Петербург), даже в большей степени определяло бытование колодок в Мангазее и Берёзове. Сушка обуви на колодках, видимо, использовалась повсеместно и в разные эпохи, именно поэтому обувь часто продавали вместе с колодками или специально резали колодки к продаваемой обуви.
Посмотреть на 3D-артефакты из Берёзовской коллекции.
Работа проводится в рамках проектов:
- «Историческая урбанистика русских городов Севера Сибири: Березов» (Российский научный фонд);
- «Югорская археология и этнография: сохранение и изучение культурного наследия в условиях нефтегазового освоения Севера» (Департамент образования и науки ХМАО-Югры).