Георгий Визгалов: Мангазея – посылка из прошлого, ее загадок хватит еще на двести лет

Прибывая на городище Мангазея, любопытствующий путешественник видит лишь поросшую иван-чаем поляну, да сваленные в беспорядке длинные деревяшки. Археологи смотрят иначе. В «деревяшках» они узнают пробивающиеся сквозь ледовую крошку смелые кочи, в зарослях травы разглядят таинственную часовню в честь святого отрока Василия Мангазейского, а на фоне северного неба им чудятся купола Мангазейских храмов. Автор многолетних раскопок городища Мангазеи и диссертации «Мангазея – первый русский город в Сибирском Заполярье: по материалам новых археологических исследований», ведущий научный сотрудник Сургутского государственного университета, археолог, к.и.н. Георгий Визгалов уточняет: Мангазея – не форпост, не фактория, не острожек, как писали некоторые исследователи, а именно первый в заполярье город со всей городской атрибутикой и полноценным городским управлением, административный центр уезда, включавшего территорию большей части Восточной Сибири.

Город, изученный полностью

— Ваши предшественники тоже копали Мангазею. Почему возникла необходимость новых раскопок?

— Удивительно, но руководители первых масштабных работ по археологическому изучению Мангазеи – археологи Овсянников и Старков, историк Белов – написали в двух своих монографиях о том, что городище Мангазея полностью изучено, из-за чего археологи на долгие годы перестали им интересоваться. Когда мы стали работать с этим памятником, оказалось, что ни один раскоп этого города не докопан до материка. Работы еще очень много. За 14 лет ежегодных исследований в наиболее оптимальные периоды оттаивания мерзлотного грунта наша экспедиция раскопала менее полутора тысяч квадратных метров из примерно 30 тысяч «квадратов» сохранившейся части Мангазеи. Мы даже подсчитали: если такими темпами изучать данное городище, понадобится более двухсот лет.

— В чем ценность этого памятника для науки?
Мангазея – это однослойный памятник. После прекращения существования города на этом месте не было крупного постоянного поселения, поэтому культурный слой хорошо сохранился. Археологическая коллекция, полученная в результате его исследований, может в определенной степени служить эталоном для русских памятников XVII века. Вечная мерзлота сохранила все, что было связано с жизнедеятельностью человека. Орудия, утварь, предметы ремесел, обрядовые вещи несут ценнейшую информацию не только для археологов, но и для экологов, биологов, их коллег из других областей естественных наук. Палеобиологи даже сетуют, что, разбирая оттаявший культурный слой, мы уничтожаем важную для биологов информацию, столько в нем содержится останков различных животных, насекомых, их личинок и микроорганизмов. В мерзлом грунте накоплен огромный массив информации, это как посылка из прошлого. Кроме того, археологическая наука, как и любая другая, совершенствуется и развивается. Если в 1960–70 годы археологические изыскания велись одними методами, то сейчас мы применяем другие, достаем из раскопов гораздо больше артефактов. Поскольку смежные науки тоже развиваются, получаем гораздо больше информации о жизни древних поселений по результатам различных анализов. Думаю, что Мангазея еще не раз будет подвержена археологическим раскопкам и изучению, в том числе с точки зрения физиологии первопроходцев, проблем в их адаптации к Крайнему Северу и даже православной палеодиеты.

Три церкви и часовня

— В чем заключается интрига проекта изучения и реконструкции православных святынь Мангазеи?

— Город Мангазею составляли кремль, посад, пристань. В нем находились три церкви и часовня Василия Мангазейского. Это еще одна легенда. Василий Мангазейский – первый сибирский святой, единственный местный святой Ямала. Это довольно редкий случай так называемого Святого отрока, когда святым становится еще совсем молодой человек, не проживший жизнь, не совершивший великих дел, но почитавшийся коренными народами. Все наиболее важные научные труды по истории жития Василия Мангазейского вышли в 80-е годы ХХ века. Статей этих в свободном доступе сейчас нет, а там опубликованы очень ценные документы, в том числе из архива РГАДА. Нам предстоит найти и изучить первоисточники, в том числе в учреждениях Русской православной церкви, собрать всю историческую информацию об истории почитания этого святого. Планируем выяснить, в каких церквях есть приделы имени Василия Мангазейского, в каких храмах есть иконы и фрески, на которых он изображен. Полученные данные нужно наложить на карту и посмотреть, как распространено почитание этого святого в Сибири и в центральной России. Вторая задача – найти в архивах материалы о часовне и духовном наследии Василия Мангазейского. А археологические раскопки в Мангазее намечены для нахождения останков святого и часовни, которая была построена на месте его захоронения. Если раскопки будут масштабнее, посмотрим, что представлял собой храм Макария Желтоводского, который находился недалеко от этой часовни. Собрав материал – определив размеры, местоположение, найдя остатки сооружений, предметы, связанные и с часовней, и с церковью – планируем сделать их объемную реконструкцию.

История и престиж

— Актуально ли сегодня для Ямало-Ненецкого округа изучение православных объектов, церквей, и как результаты можно использовать в дальнейшем?
— Интерес к этому месту огромен, тем более что рядом развивается вахтовый поселок, и доступность городища улучшилась. Мимо протекает река Таз, по ней в сезон сплавляются путешественники. И туристы, и рабочие обязательно едут на Мангазею. Это как своеобразное паломничество, ведь про Мангазею и единственного сибирского святого Василия Мангазейского известно многим. История этих мест должна сопрягаться с современностью. Пока же туристы видят на Мангазее только поляну и слышат шорох травы. Мы же хотим по результатам раскопок создать эскизный проект по созданию историко-культурного объекта. Мангазея может стать местом для паломничества, для туризма, для самопознания, наконец.

— Это каким же образом?
— Археологические раскопки первых русских поселений и первого русского города за Полярным кругом имеют огромное значение для осознания, что эта земля входит состав русского государства очень давно. Северные территории продолжают заселяться. Но, к примеру, Ямало-Ненецкий округ, да и рядом находящийся Ханты-Мансийский на 90 с лишним процентов состоят из приезжего населения. Эти люди совершенно не знают здешних мест. Конечно, им нужно рассказывать, что и православие здесь появилось очень давно, и храмы здешние гораздо древнее, чем многие церкви европейской части. Это сделает даже малые населенные пункты округа престижными для жизни. Материальное и духовное наследие, связанное со святым Василием Мангазейским, нужно изучать и популяризировать, в том числе среди аборигенного населения. Ханты и ненцы, жители Салехарда и окрестностей, должны знать, что их пра-пра-прадеды приняли православие, крестили в церкви Василия Великого своих детей, проводили в ней брачные обряды, что не помешало им сохраниться как этносу. Наши исследования дадут наглядное представление об истории принятия православия коренными малочисленными народами Ямала в XVII–XIX вв. и миссионерской деятельности Русской православной церкви на Ямале. А проекты воссоздания исторической среды станут для Мангазеи и окрестностей драйвером экономического и социального развития.

Справка: Канонизация Василия Мангазейского устанавливалась трудно и долго. Несколько раз Тобольские архиереи обращались с просьбой канонизации святого, но им отказывали. Канонизирован св. Василий был только в начале ХХ века. Много столетий почитание святого было исключительно народным, его почитали местные народы, считая покровителем охотников и рыболовов. Таким образом, св. Василий способствовал распространению христианский веры среди инородцев. Прославился Василий Мангазейский в середине ХVII века. Гроб c его останками вышел из той трясины, куда ее бросили, и проломил деревянный тротуар. В этом месте начались чудеса исцеления, над гробом поставили часовню. Когда Мангазея пришла в запустение, в 1641 году мощи Василия Мангазейского были перевезены в Троицкий монастырь на Енисее и там находились до 20-х годов ХХ века. Во время первомайской демонстрации мощи были вскрыты в Туруханском монастыре и пропали. Уже в ХХI веке при реконструкции монастыря обнаружилась изрубленная рака. Эта находка была объявлена мощами Василия Мангазейского, которые сейчас хранятся в Туруханском Троицком монастыре. Загадок, тайн добавили раскопки Мангазеи М.И. Белова, В.Ф. Старкова, и О.В Овсянникова. В своем исследовании «Мангазейский морской ход» они написали, что нашли место часовни Василия Мангазейского и, ведя раскопки внутри часовни, обнаружили захоронение. Останки были направлены на экспертизу в Санкт-Петербург и в Москву. Обе экспертизы, независимо друг от друга, установили, что захоронение принадлежит подростку 10–14 лет. Остается неизвестным, куда исчезли костные останки после экспертиз.

Подготовила Галина Сергеева

Перейти к содержимому